Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно ст. 209 Трудового кодекса (ТК РФ) вредными и опасными условиями труда признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса:

  1. оптимальные
  2. допустимые
  3. вредные
  4. опасные

От того, какой класс (подкласс) условий труда установлен на рабочем месте, зависит, в частности, размер дополнительного тарифа страховых взносов, которые работодателю в определенных случаях нужно вносить в пенсионный фонд (ПФР) в пользу работников. Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.

Класс условий труда и степень влияют также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве. Законом предусмотрены следующие компенсации:

  • повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 147 ТК РФ)
  • сокращенная продолжительность рабочего времени (ч. 1 ст. 92 ТК РФ)
  • дополнительный ежегодный отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК РФ)

Улучшение условий труда и снижение вредных и (или) опасных факторов ведет к уменьшению дополнительного тарифа, снижает размер компенсационных выплат и иных гарантий льготной категории работников, то есть уменьшает издержки работодателя.

Рабочие места, на которых проводится специальная оценка условий труда

Рабочим признается место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Специальная оценка в проводится на рабочих местах всех сотрудников, кроме:

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, которые трудятся у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Кроме того, специальная оценка условий труда не может быть проведена на вакантном рабочем месте.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 426-ФЗ, проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Кроме этого, в силу ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ на рабочих местах, сведения о которых указаны в данной норме, специальная оценка подлежит проведению с учетом особенностей, устанавливаемых Минтрудом России. До их установления такая спецоценка проводится в общем порядке, предусмотренном Законом № 426-ФЗ.

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

До начала специальной оценки комиссия, созданная работодателем для проведения такого мероприятия, утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, включая аналогичные рабочие места. Решение об отнесении конкретных рабочих мест к аналогичным принимает эксперт организации, который проводит спецоценку условий труда, после чего оно утверждается комиссией по проведению спецоценки.

Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:

1) рабочие места:

  • оснащены одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • находятся в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

2) работники:

  • трудятся по одной и той же профессии, специальности, занимают одну должность;
  • выполняют одни и те же трудовые функции при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме рабочего времени;
  • используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
  • обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Специальная оценка проводится в отношении каждого рабочего места из перечня. На аналогичных рабочих местах — в отношении только 20 процентов от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. При этом результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места.

Условия труда на рабочих местах, связанных с работой на компьютерах, эксплуатацией офисной и бытовой техники, подлежат специальной оценке.

Результат специальной оценки условий труда

Результат специальной оценки условий труда — это установление класса (подкласса) условий труда на конкретном рабочем месте. Класс (подкласс) устанавливает эксперт организации, проводящей специальную оценку, по итогам ее проведения.

Итоги специальной оценки оформляют в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета о ее проведении. Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан:

  1. предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ, например: сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными; повысить размер оплаты труда; предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда отнесены к вредным 2 — 4 степени или опасным;
  2. обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  3. предоставлять работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты;
  4. проводить мероприятия по улучшению условий труда работников, например: модернизировать производство, снизить уровень загазованности, запыленности воздуха.

Если по итогам спецоценки вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены и условия труда признаны безопасными, то в целях поддержания их в таком состоянии работодатель, в частности:

  1. осуществляет контроль за состоянием условий труда на этих рабочих местах;
  2. проводит мероприятия по поддержанию условий труда на безопасном уровне.

Участники специальной оценки условий труда

Участниками спецоценки являются:

  • Работодатель
  • Организация, проводящая специальную оценку (эксперты организации)
  • Работники
  • Первичная профсоюзная организация (иной представительный орган работников)

Права и обязанности работодателя при проведении специальной оценки

Работодатель исполняет обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки.

Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники. Работодатели — физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, специальную оценку не проводят.

При проведении спецоценки условий труда работодатель вправе:

  • требовать от организации, проводящей специальную оценку, представить документы о соответствии ее установленным в ст. 19 Закона № 426-ФЗ критериям, а также обосновать результаты проведения спецоценки;
  • проводить внеплановую спецоценку в установленном Законом № 426-ФЗ порядке;
  • обжаловать в установленном ст. 26 Закона № 426-ФЗ порядке действия (бездействие) организации, проводящей спецоценку.

В рамках обязанностей по обеспечению проведения специальной оценки работодатель:

  • образует комиссию по проведению специальной оценки, а также утверждает график проведения оценки;
  • заключает гражданско-правовой договор с организацией, проводящей специальную оценку;
  • обеспечивает проведение спецоценки условий труда, в том числе внеплановой, в случаях, установленных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ;
  • предоставляет специализированной организации предусмотренные заключенным с ней договором сведения, документы и информацию об условиях труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения спецоценки и возможные предложения работников по идентификации на их рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • не совершает преднамеренных действий по сужению круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении спецоценки условий труда и влияющих на ее результат;
  • в письменной форме знакомит работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • предоставляет работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
  • проводит мероприятия по улучшению условий труда.

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен иными обязанностями, предусмотренными в других федеральных законах и нормативно-правовых актах.

Требования и ограничения, предъявляемые к организации, проводящей специальную оценку

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать требованиям, указанным в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. К таким требованиям, в частности, относятся:

  1. наличие в уставных документах информации о том, что основным видом деятельности (одним из видов деятельности) является проведение специальной оценки условий труда;
  2. наличие в штате не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда. По крайней мере один эксперт из их числа должен иметь высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
  3. наличие в структуре испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, которые перечислены в ч. 3 ст. 13 Закона № 426-ФЗ. Такая лаборатория (центр) должна быть аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации .

Сведения об организациях, проводящих специальную оценку условий труда, а также об экспертах таких организаций вносятся в реестры, которые формирует и ведет Минтруд России. Реестры размещены на официальном сайте ведомства, плата за ознакомление с указанными в них сведениями не взимается.

При выборе организации, оказывающей услуги спецоценки, стоит удостовериться, что она и ее эксперты вправе проводить специальную оценку условий труда и сведения об этом включены в реестр. Реестры доступны в разделе «Реестры аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, экспертов и организаций, проводящих СОУТ» на сайте Минтруда.

Для проведения специальной оценки условий труда работодателю необходимо заключить с выбранной организацией гражданско-правовой договор.

Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда

Специализированная организация и ее эксперты должны быть независимы. Они обязаны руководствоваться исключительно требованиями Трудового кодекса РФ, Закона № 426-ФЗ и иных нормативно-правовых актов РФ, регулирующих специальную оценку условий труда.

Спецоценка не может проводиться:

  • должностными лицами органов исполнительной власти, осуществляющих надзор (контроль) в установленной сфере деятельности и проведение государственной экспертизы условий труда;
  • организациями, руководители (должностные лица) которых являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится спецоценка, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки;
  • организациями, руководители (должностные лица) которых состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится спецоценка, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки.

Исчерпывающий перечень лиц и организаций, которые не могут проводить специальную оценку условий труда, приведен в ч. 2 ст. 22 Закона № 426-ФЗ.

Права и обязанности работников при проведении специальной оценки

Работники вправе входить в состав комиссии по проведению спецоценки, а также присутствовать при ее проведении на своих рабочих местах. В состав комиссии включаются специалист по охране труда и иные представители работодателя, например руководители структурных подразделений, кадровые работники, юристы.

Работник вправе обращаться к работодателю или его представителю, специализированной организации (ее эксперту) с предложениями по осуществлению на своем рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за разъяснениями по вопросам проведения спецоценки условий труда на своем рабочем месте.

По окончании спецоценки работник обязан ознакомиться с ее результатами. Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем в качестве нарушения работником требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Права и обязанности профсоюзной организации при проведении специальной оценки

Если у работодателя имеется профсоюз или иной представительный орган работников, то его представители включаются в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Они обладают всеми правами и обязанностями наравне с другими членами комиссии. Например, этот орган вправе требовать от специализированной организации обоснования результатов проведения спецоценки.

Помимо участия в работе комиссии профсоюз или иной представительный орган работников может выполнить и иные действия, связанные с проведением спецоценки, в частности направить работодателю мотивированное предложение о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Сроки проведения специальной оценки условий труда

Законом установлены различные сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период), повторно, а также для проведения внеплановой спецоценки.

Сроки проведения плановой специальной оценки условий труда: впервые (в переходный период) и повторно

Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Закона № 426-ФЗ предусмотрены переходные положения о сроках.

Оценка условий труда должна быть проведена:

  1. на ранее аттестовывавшихся рабочих местах — не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
    Однако, если истек срок действия результатов последней аттестации, по итогам которой условия труда на рабочих местах были признаны вредными и (или) опасными, спецоценку условий труда на таких рабочих местах необходимо провести безотлагательно. В отсутствие действующих результатов аттестации или спецоценки работодатель рискует быть привлеченным к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Аналогичную позицию занимает Минтруд России (см. письмо от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597);
  2. на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, которые не включены в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ и введены в эксплуатацию до 01.01.2014.
    В Законе N 426-ФЗ нет прямого указания на срок проведения спецоценки в отношении таких рабочих мест. Полагаем, что она может быть проведена поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. Данный вывод следует из анализа ч. 6 ст. 27, ч. 1 ст. 28 Закона N 426-ФЗ. Аналогичного мнения придерживаются Минтруд России в письме от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597 и суды (см., например, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 по делу № 11-11698/2014).
  3. на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, — в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона.

К таким рабочим местам относятся:

  • рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список №1 и Список №2 и другие списки, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости;
  • рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).

Срок проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах не установлен. За непроведение специальной оценки условий труда работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. В случае выявления повторного аналогичного нарушения работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Повторная плановая оценка условий труда проводится в отношении рабочих мест, на которых по итогам предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Срок проведения повторной плановой оценки — не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки. Это следует из ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ.

Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда

Внеплановая специальная оценка условий труда на вновь организованных рабочих местах проводится в течение 12 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию. Этот срок также должен соблюдаться, когда рабочее место перемещается в новое помещение. В отношении рабочих мест, на которых изменен технологический процесс, заменено производственное оборудование, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, внеплановую спецоценку необходимо провести в аналогичный срок со дня наступления соответствующих изменений.

Внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение шести месяцев:

  1. на рабочих местах, в отношении которых получено предписание государственного инспектора труда о проведении спецоценки;
  2. рабочих местах, на которых изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;
  3. рабочих местах, на которых изменились применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;
  4. рабочем месте, на котором произошел несчастный случай на производстве (не по вине третьих лиц);
  5. рабочем месте работника, у которого выявлено профессиональное заболевание, возникшее в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
  6. рабочих местах, в отношении которых имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организации (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.

Шестимесячный срок отсчитывается со дня наступления указанных событий.

Внеплановая спецоценка может не проводиться, если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, а также изменении штатного расписания на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда (до 1 января 2014 г. — по результатам аттестации) условия труда не изменились. Соответствующее решение должно быть оформлено протоколом комиссии по проведению спецоценки условий труда.

Ответственность за нарушение норм о специальной оценке условий труда

Работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников, в том числе провести специальную оценку условий труда. За непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель (организация или индивидуальный предприниматель) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если после этого аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В соответствии с Законом № 426-ФЗ нарушением порядка проведения спецоценки могут быть признаны следующие действия (или бездействие) работодателя:

  • несоблюдение срока проведения спецоценки;
  • неознакомление работников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  • нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  • проведение спецоценки:
    — без привлечения специализированной организации;
    — без формирования комиссии по ее проведению;
    — не на всех рабочих местах.

Поскольку обязанность по проведению спецоценки возникает в отношении разных категорий рабочих мест в разное время, до 01.01.2019 к административной ответственности за непроведение спецоценки могут привлечь организации:

  1. условия труда на рабочих местах которых относятся к потенциально опасным и (или) вредным, в следующих случаях:
    — аттестация на этих рабочих местах никогда не проводилась;
    — эти рабочие места были аттестованы, но срок действия аттестации истек, а спецоценка в соответствии с требованиями Закона № 426-ФЗ на этих рабочих местах не проводилась;
  2. на рабочих местах которых необходимо провести внеплановую спецоценку в связи с возникновением следующих обстоятельств:
    — введены в эксплуатацию новые рабочие места;
    — получено предписание ГИТ о проведении спецоценки;
    — изменился технологический процесс, заменено производственное оборудование, изменен состав применяемых материалов и (или) сырья, изменены средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;
    Продолжение перечня
    — произошел несчастный случай на производстве (не по вине третьих лиц) либо у работника выявлено профессиональное заболевание, вызванное воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;
    — получено мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.

Для тех организаций, условия труда на рабочих местах которых являются условно безопасными (т.е. не указаны в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ), административная ответственность за непроведение специальной оценки не предусмотрена до 01.01.2019. Это связано с тем, что указанные организации вправе проводить специальную оценку поэтапно и должны завершить ее не позднее 31.12.2018.

Организации, которые завершили специальную оценку до этой даты (например, 31.12.2014), должны ознакомить работников с ее результатами и разместить на своем официальном интернет-сайте (при его наличии) сводные данные по итогам оценки. Кроме того, сведения о результатах специальной оценки необходимо сообщить в Фонд социального страхования РФ.

К ответственности за нарушение порядка проведения специальной оценки или ее непроведение может быть привлечена как сама организация, так и ее должностные лица, в частности руководитель. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения наказания к ее должностным лицам. Специалист по охране труда не относится к числу должностных лиц, для которых предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

Виды и размер наказания за непроведение спецоценки условий труда и нарушение порядка ее проведения

Вид наказанияВ отношении кого применяетсяРазмер наказания (срок ограничения)Норма
Предупреждение (применяется, если административное правонарушение совершено впервые и при этом не причинен вред или отсутствует угроза его причинения жизни и здоровью людей)Организация (юридическое лицо)Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Должностное лицо организации
Индивидуальный предприниматель
ШтрафОрганизация (юридическое лицо)От 60 000 до 80 000 руб.Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Должностное лицо организацииОт 5000 до 10 000 руб.
Индивидуальный предприниматель
Штраф при повторном нарушенииОрганизация (юридическое лицо)От 100 000 до 200 000 руб.Часть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Должностное лицо организацииОт 30 000 до 40 000 руб.
Индивидуальный предприниматель
Приостановление деятельности при повторном нарушении (применяется, в частности, если существует угроза жизни и здоровью людей)Организация (юридическое лицо)До 90 сутокЧасть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ
Индивидуальный предприниматель
Дисквалификация при повторном нарушенииДолжностное лицо организацииОт одного года до трех летЧасть 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ

Порядок проведения специальной оценки условий труда

1. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

1.1. Формирование комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Для организации и проведения специальной оценки работодателю необходимо сформировать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Возглавить ее должен работодатель или его представитель.

В состав комиссии должны входить представители работодателя, включая специалиста по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, если он есть в организации.

При проведении специальной оценки у работодателя, относящегося к субъектам малого предпринимательства, в комиссию должны входить работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, если он есть в организации. Конкретное количество членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда определяется с учетом штатного расписания работодателя.

При проведении специальной оценки у крупного работодателя с наличием обособленных структурных подразделений целесообразно создание не одной комиссии, а нескольких — в каждом из структурных подразделений под председательством работодателя или его представителя.

Образование комиссии оформляется приказом. Приказ формируется в произвольной форме, в нем должны быть указаны состав комиссии и порядок ее деятельности. С приказом о проведении специальной оценки необходимо ознакомить всех членов комиссии под подпись.

1.2. Утверждение графика проведения специальной оценки условий труда

Работодатель должен утвердить график проведения специальной оценки. Унифицированной формы такого графика нет, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме. В графике следует указать сроки и этапы проведения специальной оценки.

График может быть составлен отдельным приказом, включен в текст приказа о проведении специальной оценки или оформлен в качестве приложения к нему. Все члены комиссии должны ознакомиться с графиком под роспись.

1.3. Утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда

До начала проведения специальной оценки условий труда комиссия по ее проведению должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места. Унифицированной формы такого перечня нет, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме. В указанный перечень не нужно включать вакантные рабочие места.

При составлении перечня можно руководствоваться обозначениями рабочих мест, приведенными в п. 2 ч. 2 ст. 18 Закона № 426-ФЗ, и требованиями к заполнению перечня рабочих мест, который по итогам спецоценки оформляет специализированная организация. Эти требования содержатся в п. 4 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Оценка условий труда проводится на всех рабочих местах, включенных в перечень рабочих мест. На аналогичных рабочих местах специальную оценку достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких мест, но не меньше двух мест. Полученные результаты распространяются на все аналогичные места. Если из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, хотя бы одно не соответствует признакам аналогичности, специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

1.4. Заключение гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда

Для осуществления мероприятий по специальной оценке условий труда работодатель заключает гражданско-правовой договор со специализированной организацией.

В договор необходимо включить, в частности, следующие условия:

  1. о видах работ и услуг по специальной оценке условий труда;
  2. о сроках выполнения работ и оказания услуг по специальной оценке условий труда;
  3. о стоимости выполнения работ по специальной оценке условий труда, порядке их оплаты (ч. 3 ст. 22 Закона № 426-ФЗ);
    Продолжение перечня
  4. о правах и обязанностях работодателя при проведении специальной оценки условий труда.
    Подробнее об этом см. п. 1.2.1 настоящего материала;
  5. о правах и обязанностях специализированной организации при проведении специальной оценки условий труда (ст. 6 Закона № 426-ФЗ);
  6. об ответственности сторон в случае неисполнения обязательств по договору.

2. Проведение специальной оценки условий труда

2.1. Утверждение протокола по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов проводится на рабочих местах, которые включены в перечень, утвержденный комиссией по проведению спецоценки. Осуществляет эту процедуру эксперт специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Идентификация не проводится в отношении следующих рабочих мест:

  • на которых трудятся работники, чьи профессии, должности, специальности включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости;
  • в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • на которых по результатам ранее проведенной аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Работодатель обязан предоставлять специализированной организации:

  • необходимые сведения, документы и информацию, которые характеризуют условия труда на рабочих местах. Они должны быть предусмотрены договором, на основании которого согласно проводится спецоценка. Например, по договору работодатель может быть обязан предоставить технологическую документацию, проекты строительства зданий, сертификаты соответствия производственного оборудования, машин установленным требованиям. Это следует из абз. 3, 5, 7 п. 4 Методики проведения специальной оценки условий труда;
  • разъяснения по вопросам проведения специальной оценки;
  • предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений).

Если работодатель не предоставит указанные сведения, документы и информацию или не даст необходимых разъяснений, специализированная организация приостановит проведение спецоценки или не приступит к ней.

Результаты идентификации эксперт заносит в протокол, который утверждает комиссия по проведению специальной оценки.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, то условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов в отношении такого рабочего места не проводятся.

Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие специализированной организации, которая проводила оценку, рассматривают Роструд или ГИТ. Их решения могут быть обжалованы в судебном порядке.

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников также вправе обжаловать результаты спецоценки в суде.

В случае, если комиссия работодателя не согласна с выводами эксперта, идентифицировавшего вредные (опасные) факторы, Минтруд России рекомендует провести согласительное совещание.

2.2. Декларирование соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда при проведении специальной оценки

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда оформляется в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам идентификации не выявлены, а также в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

Подача декларации в ГИТ является обязанностью работодателя. Форма декларации и Порядок ее подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

В отношении рабочих мест, условия труда на которых по состоянию на 1 мая 2016 г. по результатам упомянутых исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (кроме рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ), работодатель должен подать уточненную декларацию, включив в нее данные рабочие места.

Рекомендации по заполнению формы декларации приведены в письме Минтруда России от 23.06.2014 № 15-1/В-724. При внесении информации о юридическом лице, подающем декларацию, необходимо указать его полное наименование и фактический адрес. Эти сведения приводятся в соответствии с уставными документами юридического лица независимо от наличия у него представительств или филиалов.

При заполнении декларации в части описания рабочих мест в декларации необходимо учитывать следующее:

  • наименование должности, профессии или специальности работника, занятого на декларируемом рабочем месте, а также численность работников указываются согласно карте специальной оценки условий труда данного рабочего места.
  • индивидуальный номер рабочего места определяется в соответствии с первой графой перечня рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда. При наличии аналогичных декларируемых рабочих мест приводятся их порядковые номера с добавлением прописной буквы «А».

Подать декларацию в ГИТ по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства работодатель может:

  1. лично.
  2. почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
  3. в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости.

Декларацию нужно подать не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. При подаче декларации необходимо учитывать требования законодательства РФ о персональных данных, а также о государственной и иной охраняемой законом тайне.

За нарушение срока и правил подачи декларации работодателя могут привлечь к административной ответственности в соответствии с ч. 2, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Срок действия декларации — пять лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки.
Данный срок продлевается на следующие пять лет, если в этот период не возникнут обстоятельства, которые согласно могут привести к прекращению ее действия. В случае возникновения обстоятельств, указанных в ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ, действие декларации в отношении рабочего места и аналогичных рабочих мест прекращается и на работодателя возлагается обязанность провести внеплановую специальную оценку. Решение о прекращении действия декларации принимает Федеральная инспекция труда на основании поступившей от работодателя информации, например о несчастном случае, произошедшем с работником на его рабочем месте.

2.3. Утверждение протокола по результатам исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Конкретный перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формирует комиссия. При этом она учитывает нормативные требования охраны труда, характеристики технологического процесса и производственного оборудования, предложения работников и иные условия, перечисленные в ч. 2 ст. 12 Закона № 426-ФЗ. К таким факторам могут относиться:

  • температура воздуха,
  • освещенность, шум,
  • постоянное магнитное поле,
  • тяжесть трудового процесса,
  • статическая нагрузка.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) другими работниками организации, проводящей специальную оценку. К другим работникам можно отнести, лиц, которые не являются экспертами, но имеют квалификацию, позволяющую им проводить необходимые испытания (измерения) (информация Минтруда России).

Результаты исследований (испытаний) и измерений каждого из проверенных вредных и (или) опасных производственных факторов заносят в протокол. В качестве результатов таких исследований (испытаний) и измерений могут быть использованы результаты, полученные в установленном ч. 7 ст. 12 Закона № 426-ФЗ порядке аккредитованной испытательной лабораторией (центром), но не ранее чем за полгода до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования этих результатов принимает комиссия по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку. По итогам проведенных исследований (испытаний) и измерений эксперт присваивает класс (подкласс) условиям труда на каждом рабочем месте.

Если проведение исследований (испытаний) и измерений угрожает жизни работников, экспертов, других лиц, комиссия может принять решение не проводить такие мероприятия. В этом случае условия труда на рабочих местах автоматически относят к опасному классу.

Мотивированное решение комиссии о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений оформляется в виде протокола и прилагается к отчету о проведении специальной оценки. Копию протокола работодатель обязан не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения направить в ГИТ по месту своего нахождения.

3. Подведение итогов проведения специальной оценки условий труда

3.1. Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда

Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета. Составляет его организация, проводившая специальную оценку. Отчет подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии.

В течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета работодатель должен уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку. Это можно сделать любым способом, позволяющим подтвердить факт уведомления. Кроме того, в адрес данной организации необходимо направить заказным письмом с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки. Если в нем есть сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, то указанную копию нужно направлять с учетом требований законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Отчет представляет собой комплект документов, которые специализированная организация (ее эксперты) оформляет в процессе осуществления специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах.  Отчет в отношении рабочих мест, на которых были выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, включает следующие документы и информацию:

  • сведения об организации, проводившей специальную оценку (к отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие организации установленным законом требованиям);
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка, с указанием идентифицированных на них вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • карты специальной оценки, содержащие сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты, сертифицированных в установленном техническим регламентом порядке и применяемых занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда работниками, проводимой для снижения класса (подкласса) условий труда (протокол представляется при проведении такой оценки);
  • протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в ч. 9 ст. 12 Закона N 426-ФЗ (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на чьих рабочих местах проводилась специальная оценка;
  • заключения эксперта организации, которая проводила специальную оценку. Например, заключение может быть дано по вопросу использования в ходе спецоценки результатов исследований (испытаний), замеров вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной лабораторией (центром) в рамках производственного контроля за условиями труда на рабочих местах. Исследования (испытания), замеры должны быть проведены не ранее чем за шесть месяцев до проведения спецоценки (ч. 7 ст. 12 Закона N 426-ФЗ). Поскольку унифицированная форма заключения законом не установлена, оно может быть оформлено в произвольной форме.

Если на рабочее место, на котором проведена спецоценка, будет принят другой работник, сведения о СНИЛС в карте можно изменить только в результате проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда на данном рабочем месте.

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчет включают сведения, предусмотренные п. п. 1 — 4, 7, 9 ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ.

Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. Этот документ прилагается к отчету.

Обжалование проведения специальной оценки и ее результатов

Разногласия по вопросам проведения спецоценки, несогласие работника с результатами проведения спецоценки на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей спецоценку, рассматриваются Рострудом и ГИТ, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать в суде результаты спецоценки.

3.2. Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда

Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах. Ознакомить работников с указанными результатами нужно под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, междувахтового отдыха в этот срок не включаются.

Работники должны быть ознакомлены под подпись с картой специальной оценки условий труда на их рабочих местах.

Вновь принимаемые на работу лица также должны быть ознакомлены под подпись с зафиксированными в карте специальной оценки условий труда результатами ранее проведенной специальной оценки условий труда на их рабочих местах и установленными компенсациями за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Если работники не ознакомлены с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах, это является нарушением порядка ее проведения и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

3.3. Размещение работодателем на официальном интернет-сайте сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда

В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель обязан разместить сводные данные о результатах оценки, а именно:

  • установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка.

Рассматриваемая обязанность возникает у работодателя при наличии у организации официального интернет-сайта. За неисполнение этой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

3.4. Уведомление Фонда социального страхования РФ о результатах специальной оценки условий труда

Работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ сведения о результатах специальной оценки. Это необходимо сделать при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4 — ФСС.

Ссылка на основную публикацию