Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда — это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников.

Ее проводят следующие органы госэкспертизы:

  • федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Сроки проведения госэкспертизы условий труда

Срок проведения экспертизы — не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения. Он может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) Роструда при осуществлении госэкспертизы условий труда работников организаций, которые входят в группы компаний (корпорации, холдинги и иные объединения юридических лиц), имеющих постоянно действующие на территории нескольких субъектов РФ филиалы, представительства и (или) дочерние общества, определяются Административным регламентом предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.

Случаи, в которых работодателю целесообразно инициировать госэкспертизу условий труда

Работодатель вправе инициировать проведение госэкспертизы. Проведение госэкспертизы целесообразно, например, если у работодателя есть сомнения в том, что по результатам спецоценки работникам правильно установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если такие гарантии и компенсации установлены неверно, например противоречат нормам трудового законодательства, работодателю приходится нести необоснованные затраты на их предоставление.
Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

К расходам работодателя на предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности, относятся следующие:

  • оплата труда в повышенном размере;
  • оплата ежегодных дополнительных отпусков;
  • затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры.

Иные случаи, в которых проводится госэкспертиза условий труда

Перечислим некоторые случаи, когда госэкспертиза может проводиться в отношении работодателя, который ее не инициировал.

1. Фактические условия труда на рабочих местах не соответствуют нормативным требованиям

Возможность проведения госэкспертизы для оценки фактических условий труда предусмотрена в абз. 4 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы.

В этом случае с заявлением о проведении экспертизы вправе обратиться в том числе следующие лица:

  • работники;
  • профессиональные союзы;
  • органы исполнительной власти.

Роструд в рамках своих полномочий осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, например органами госсанэпиднадзора. В рамках взаимодействия такие органы вправе обратиться за проведением государственной экспертизы, если имеют основания полагать, что фактические условия труда работников не соответствуют нормативным требованиям.

2. Правильность применения дополнительных тарифов не является бесспорной

Если при проверке правильности применения дополнительных тарифов результаты специальной оценки вызывают у органа ФСС РФ и иных страховщиков обоснованные сомнения, они вправе обратиться за проведением экспертизы. Такой вывод следует из пп. «а» п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

3. Работодатель нарушает права работников, связанные с гарантиями и компенсациями

Возможность проведения госэкспертизы для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрена в абз. 3 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ, например:

  • сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3-я, 4-я степень) или опасными;
  • повысить размер оплаты труда;
  • предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда признаны вредными (2, 3, 4-я степень) или опасными.

Если работник не удовлетворен уровнем гарантий и компенсаций или считает, что специальная оценка была проведена недостаточно объективно, он может обратиться за проведением госэкспертизы (пп. «а» п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы). В этом случае она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (п. 4 Порядка проведения государственной экспертизы).

Инициировать проведение экспертизы может не только сам работник, но и, например, трудовая инспекция в связи с осуществлением контрольных мероприятий, профсоюз.

Оплата госэкспертизы условий труда

Проведение государственной экспертизы условий труда по инициативе работодателя может быть как платным, так и бесплатным. Это зависит от цели ее проведения.

В некоторых случаях сама экспертиза осуществляется бесплатно, однако все необходимые исследования (испытания) и измерения в отношении вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса работодатель оплачивает.

Цель экспертизыНеобходимость оплаты
Оценка качества проведения спецоценки условий трудаЭкспертиза проводится платно. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы также оплачиваются.
Оценка фактических условий труда работниковЭкспертиза проводится бесплатно, исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы оплачиваются.
Оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями трудаЭкспертиза проводится бесплатно.

Если работодатель не произведет оплату или представит заведомо ложные сведения о ней, госэкспертиза не проводится. В случае неоплаты исследований (испытаний) и измерений руководитель госэкспертизы:

  1. принимает решение о невозможности проведения госэкспертизы и делает об этом запись в заключении госэкспертизы;
  2. направляет копию указанного заключения в гострудинспекцию по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась госэкспертиза, для принятия решения о проведении на данных рабочих местах мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Если работодатель произвел оплату, но не отразил это обстоятельство в заявлении, ему могут отказать в проведении госэкспертизы по формальному признаку.

Определение стоимости госэкспертизы

Стоимость госэкспертизы может состоять из двух частей:

  1. плата за экспертизу;
  2. плата за проведение исследований (испытаний) и измерений в отношении вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Стоимость проведения госэкспертизы в целях оценки качества спецоценки вычисляется по формуле, включенной в Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества спецоценки условий труда. Размер оплаты устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Стоимость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса определяет руководитель госэкспертизы на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров). На это указано в п. 29 Порядка проведения государственной экспертизы.

Порядок и сроки оплаты проведения госэкспертизы

Госэкспертиза условий труда оплачивается до подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. Это следует из пп. «е» п. 11 Порядка проведения госэкспертизы, согласно которому сведения об оплате экспертизы работодателю необходимо внести в указанное заявление.
Оплата исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, проводимых в рамках госэкспертизы, работодатель оплачивает отдельно и только в том случае, если он получил соответствующее уведомление от руководителя госэкспертизы.
В течение 10 рабочих дней со дня получения такого уведомления работодателю необходимо предпринять следующие действия (абз. 1 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы).
Шаг 1. Внести денежные средства на соответствующий лицевой счет органа госэкспертизы.
Шаг 2. Направить в соответствующий орган госэкспертизы документ, подтверждающий оплату проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Если госэкспертиза не проводится по причине того, что не соблюдены требования к содержанию заявления о ее проведении и (или) перечню прилагаемых документов, работодателю возвращаются денежные средства, которые он внес в счет оплаты экспертизы. Если основанием для отказа стало представление заведомо ложных сведений или подложных документов, деньги не возвращаются. Это следует из п. 21 Порядка проведения госэкспертизы условий труда.

Результаты и последствия госэкспертизы условий труда для работодателя

Результатом госэкспертизы является заключение с выводом о качестве проведения спецоценки, о правильности предоставления (непредоставления) гарантий и компенсаций работникам либо о соответствии условий труда работников нормативам (п. 34 Порядка проведения госэкспертизы).
Заключение утверждается руководителем государственной экспертизы и не позднее трех рабочих дней с момента утверждения выдается или направляется непосредственно заявителю (его полномочному представителю) либо в соответствующий судебный орган или ГИТ (п. п. 37, 39 Порядка проведения госэкспертизы).

Последствия госэкспертизы для работодателя

ОтрицательныеПоложительные
Внеплановая спецоценка

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работников, занятых на работе с вредными и (или) опасными условиями труда

Привлечение к административной ответственности

Ликвидация организации

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя (в сторону их снижения либо отмены)

Внеплановая спецоценка

Обязанность работодателя провести внеплановую спецоценку в случае получения предписания государственного инспектора труда, основанного на заключении госэкспертизы о некачественном проведении спецоценки или о несоответствии условий труда работников требованиям охраны труда, установлена в пп. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке, ст. 216.1 ТК РФ.

Подробнее о внеплановой спецоценке читайте в материале «Специальная оценка условий труда»

В результате пересмотра гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодателя могут обязать:

  • установить сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;
  • выплатить денежные средства, в том числе компенсацию морального вреда.

Работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушения требований охраны труда, в том числе выявленные в ходе госэкспертизы условий труда.

Ликвидация организации

Существенным риском для работодателя является то, что государственный инспектор может направить в суд требование о ликвидации юридического лица по причинам нарушений требований охраны труда.

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

Если при проведении госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом (в том числе когда из-за неправильного проведения спецоценки допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными), они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены. В этом случае по итогам госэкспертизы работодателю необходимо провести внеплановую спецоценку с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. Проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой будут подтверждены безопасные условия труда.

Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Последнее возможно либо по соглашению сторон, либо в порядке изменений условий договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда. При этом уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания документа об изменениях, вносимых в трудовой договор, работником и работодателем.

Ссылка на основную публикацию